Как понять, что ты стал взрослым?



В 80-ые годы в США Даниэл Левинсон провел большое исследование развития взрослых: его участниками являлись 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, выбранные из различных этнических и профессиональных групп. Также Левинсон работал с группой из 45 женщин, 15 из которых были домашними хозяйками, 15 занимались бизнесом, а 15 работали в сфере высшего образования. В течение нескольких месяцев эти люди занимались самонаблюдением. Они изучали свои переживания, установки и жизненный опыт и рассказывали о своих наблюдениях в процессе интервью.

Для достижения истинной взрослости, по мнению Левинсона, необходимо решить 4 задачи развития:

  1. Сформулировать, что собой представляет взрослость и что необходимо для ее достижения;

  2. Найти наставника;

  3. Начать строить карьеру;

  4. Установить близкие отношения.

При этом Левинсон разделят акценты по каждому из четырех пунктов для мужчин и женщин.


Для мужчин:


1. Определение мечты. В период раннего перехода во взрослость мечта мужчины о достижении ее не обязательна связана с реальностью (получение Нобелевской премии, стать кинопродюсером или финансовым магнатом). Некоторые мужчины имеют более скромные стремления – стать квалифицированным мастером, местным философом или любящим семьянином.


Наиболее важным аспектом мечты является ее способность придавать человеку вдохновение.


В идеале молодой человек начинает структурировать свою взрослую жизнь реалистичным и оптимистичным способом, что помогает ему реализовать свою мечту.

При этом мечта может не реализоваться не только в связи с ее иллюзорностью, но и в следствие отсутствия возможностей, родителей, иначе планирующих будущего своего ребенка, из-за таких индивидуальных черт, как пассивность и леность, недостатка приобретенных специальных умений. В этом случае молодой человек может начать овладевать профессией, которая беднее его мечты и не содержит в себе, с его точки зрения, ничего магического.

Согласно Левинсону, подобные решения вызывают постоянные конфликты в области карьеры и снижают энтузиазм, объем затраченных на работу усилий. Левинсон предположил, что те, кто старается добиться по крайней мере некоторого компромисса, хотя бы частично реализуют свою мечту, с большей вероятностью испытают чувство завершенности. Однако сама мечта также подвержена изменениям. Молодой человек, вступающий в период перехода в раннюю взрослость с надеждой стать звездой баскетбола, позже получит удовлетворение от работы тренера, не соединяя воедино, таким образом, все элементы своей мечты.


2. Поиск наставника. На пути следования к своей мечте молодым людям большую помощь могут оказать наставники. Наставник исподволь внушает уверенность в себе, разделяя и одобряя эту мечту, а также передавая умения и опыт. В качестве покровителя он может содействовать карьерному росту ученика.

Тем не менее главной его функцией является обеспечение перехода из взаимоотношений родителей и детей в мир равных взрослых. Наставник должен вести себя в некоторой степени как родитель, придерживаясь авторитетного стиля, сохраняя тем не менее достаточно сочувствия для преодоления разрыва между поколениями и выравнивания отношений.


Постепенно ученик может достичь чувства автономии и компетентности; он может со временем догнать своего наставника. Обычно наставник и молодой человек на этом этапе расстаются.


3. Построение карьеры. Помимо создания мечты и приобретения наставника юноши сталкиваются со сложным процессом формирования карьеры, который не определяется только выбором профессии. Левинсон предполагал, что эта задача развития охватывает весь начальный период, когда молодой человек пытается определить себя в профессиональном плане.


4. Установление близких отношений. Формирование близких отношений также не начинается и не заканчивается «знаковыми» событиями заключения брака и рождения первого ребенка. Как до, так и после этих событий молодой человек изучает самого себя и свое отношение к женщинам. Он должен определить, что ему нравится в женщинах, а что женщинам нравится в нем. Ему необходимо оценить свою силу и слабость в сексуальных отношениях. Хотя некоторые самонаблюдения подобного рода происходят уже в подростковом возрасте, такие вопросы, тем не менее, ставят в тупик молодых людей.

С точки зрения Левинсона, способность к серьезному романтическому сотрудничеству возникает только после 30 лет.


Важные взаимоотношения с женщиной вдохновительницей удовлетворяют потребности, сходные с потребностью в связке наставник—ученик. Такая женщина может помочь молодому человеку реализовать свою мечту, давая ему на это разрешение и веря, что у него есть то, что для этого необходимо.


Она помогает ему войти в мир взрослых, поддерживая взрослые надежды и относясь терпимо к зависимому поведению или другим недостаткам. Согласно Левинсону, потребность мужчины в женщине-вдохновительнице снижается позже, на этапе перехода середины жизни, к тому времени, когда большинство из них достигают высокой степени автономии и компетентности.


***


Для женщин:


1. Мечты и их различия. Возможно, что наиболее существенное различие между полами состоит в том, как они определяют свою мечту. Действительно, оно было столь значительным, что Левинсон обозначил его как гендерное отличие.


В то время как мужчины склонны к единому видению своего будущего, сконцентрированному на карьере, у многих женщин наблюдается тенденция к «раздельным» мечтам.


В работе Левинсона как работники сферы высшего образования, так и деловые женщины хотели соединить карьеру и брак, хотя и различным образом. Женщины из сферы образования были менее честолюбивы и больше готовы к отказу от своей карьеры после рождения детей при условии включения в интеллектуально активную деятельность в своем соседском окружении. Деловые женщины хотели продолжить свою карьеру, но снизить уровень активности после рождения детей.

Только у домашних хозяек была единая, как и у мужчин, мечта: они хотели оставаться дома в роли жены и матери, как поступали их собственные матери. Соответственно большинство женщин в других исследованиях с использованием методов Левинсона сообщали о мечте, включающей в себя карьерный рост и брак, однако основная их часть придавала большее значение созданию семьи.

Лишь меньшая часть женщин была сосредоточена в своих мечтах исключительно на карьерных успехах; еще меньшее их число ограничило свое представление о будущем традиционными ролями жены и матери. Однако даже те женщины, которые мечтали как о карьере, так и о браке, сдерживали свои мечты, координируя их с целями супруга и реализуя тем самым традиционные ожидания в более современном стиле жизни.


2. Различия во взаимоотношениях с наставником. Другой сферой, в которой мужчины и женщины, видимо, обладают различным опытом, являются взаимоотношения с наставником. Обнаружено, что женщины реже, чем мужчины, вступают в такие контакты.


Отчасти проблема заключается в том, что в настоящее время наблюдается недостаток женщин руководителей, консультантов или покровителей, которые могли бы выполнять эту роль для молодых женщин, стремящихся к профессиональной карьере.


Если наставником женщины является мужчина, то их отношениям может мешать сексуальная привлекательность. Иногда муж или любовник выступают в роли наставника, но в подобных случаях функция наставничества часто осложняется из-за конфликтующих потребностей. Если женщины настаивают на своей независимости и полностью посвящают себя карьере либо требуют равенства во взаимоотношениях, их партнеры иногда отказывают им в поддержке.

У женщин также могут быть проблемы с поиском мужчины-вдохновителя, который поддержит ее мечту (Droege, 1982). Хотя его роль часто исполняет муж или любовник, особенно в период ухода из-под родительского влияния в ранней взрослости, партнеры мужчины с традиционными взглядами редко поддерживают мечту женщины, если она начинает угрожать его превосходству в отношениях. Иными словами, партнеры-мужчины не обязательно выполняют все функции мужчины-вдохновителя в содействии личностному и карьерному росту женщин.


3. Различия карьерного роста. Женщины не просто сталкиваются с большими трудностями, чем мужчины, в поиске человека, способного содействовать реализации их мечты, но и карьера у них складывается значительно позже. В ранней работе Левинсона было отмечено, что большинство мужчин «завершают этап профессиональной адаптации и получают полностью взрослый статус в профессиональном мире» к концу своего перехода 30-летнего возрастного рубежа; они больше уже не новички. Напротив, женщины часто получают этот статус через несколько лет после достижения возраста средней взрослости.


Рут Дроудж обнаружила, что даже женщины, которые наладили свою карьеру в период от 20 до 30 лет, по большей части не завершили стадию новичка в работе к возрасту 40 лет и даже позже.


Дроудж также отметила, что женщины в период средней взрослости все еще были поглощены мыслями о достижении успеха в работе и не были готовы провести переоценку своих профессиональных целей или достижений. В другой работе обнаружено, что группа женщин-юристов придерживалась мужских моделей в карьере вплоть до перехода 30-летнего возраста, но далее большинство из них сместили свое внимание от достижения успеха в карьере на получение удовлетворения от личных взаимоотношений.


4. Различие в переоценке (ревизия целей). Переход рубежа 30-летнего возраста несет в себе стресс как для женщин, так и для мужчин. Однако они демонстрируют различные реакции на процесс переоценки, происходящий на этом этапе.


Мужчины могут изменить свою карьеру или стиль жизни, но сохраняется их приверженность работе и карьере. Напротив, женщины обычно изменяют свои приоритеты, установленные в ранней взрослости.


Женщины, ориентированные на брак и воспитание детей, склонны переключаться на профессиональные цели, в то время как те, кто сосредоточен на карьере, теперь переводят внимание на брак и воспитание детей. Более сложные мечты затрудняют достижение цели.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Basic Square
My Mentor Мой Ментор

Часто задаваемые вопросы

© 2019 by MY MENTOR

Обратная связь: info@my-mentor.ru

Политика конфиденциальности

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon