Андрагогика и наставничество: как научить взрослого человека?
«Век живи, век учись»

Педагогика – наука о воспитании и обучении человека, подготовке подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Андрагогика - одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых.
Основное отличие педагогики от андрагогики заключается в том, что в первом случае работает модель взрослый-ребенок (paidos – ребенок), а во втором взрослый-взрослый (andros – взрослый человек).
Сегодня мы постоянно сталкиваемся с необходимостью переобучения, повышения квалификация, поиска дополнительного образования.
Комиссия европейских сообществ (Comission of the European Communities) в 2007 году опубликовала коммюнике, озаглавленное «Учиться можно всегда» (It is always a good time to learn), в котором подчеркивается необходимость обучения и переобучения взрослых. Еще в 2000 году была поставлена цель сделать европейское общество самым конкурентным и динамичным «обществом знаний» в мире. Ключевым в этом процессе выступает концепция постоянного обучения, основанная на принципах андрагогики.
Сущность андрагогического подхода заключается в том, что сам взрослый обучающийся вовлекается в процесс собственного обучения. В основе обучения – опыт обучающихся с учетом его взлетов и падений. Учебные модули при таком подходе должны быть ориентированы на решение конкретных задач.
Ведь взрослый человек отличается от «невзрослого» тем, что
- он осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью
- он накапливает все больший запас жизненного опыта, являющегося важным источником обучения
- мотивация к обучению определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретные цели
- он стремится к безотлагаельной реализации полученных знаний, навыков, личностных качеств
- его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными и социальными условиями.
Педагоги отвечают за то, чтобы контролировать, какие положения реально оправданы для конкретной ситуации. Андрагог, с другой стороны, будет делать все возможное, чтобы помочь учащимся взять на себя как можно больше ответственности за собственное обучение.
Согласно М.Ш. Ноулзу, андрагог готовит набор процедур по вовлечению учащихся в процесс, используя следующие элементы:
Подготовка учащегося
Установление климата, благотворного для учения
Создание механизма для совместного планирования
Диагностирование потребностей в учении
Формулирование целей программы, удовлетворяющих эти потребности
Разработка образцов учебного опыта (заданий)
Передача учебного опыта с помощью подходящих примеров и материалов
Оценивание учебных результатов и повторная диагностика учебных потребностей.
Наставник, таким образом, выступает как человек обучающий и обучающийся сам. Он исходит из потребностей наставляемого и формирует необходимые условия для достижения целей. Наставник-андрагог уважает наставляемого и вместе с ним формирует «учебный» план.
Мир меняется и требует от нас постоянного движения. Важным критерием зрелости является ответственность за свои решения, а также осознанность в действиях. Андрагогика подходит для тех, кто готов принять себя таким, какой он есть сейчас, и начать тернистый путь развития вместе с наставником.
Источники:
Communication from the Comission to the Council, the European Parliement, the European Economic and social Committee and the Committee of the regions, Action Plan on Adult learning, “It’s always a good time to learn”, 2007
Змеёв С.И. Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России. - Отечественная и зарубежная педагогика. - №3 (24). – 2015
Жданов А.В. Некоторые аспекты становления и развития образования взрослых в Европе. – Вестник Новогородского государственного университета. - №70. – 2012
Вершловский С. Образование взрослых в России: вопросы теории
Колесникова И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. и др., Основы андрагогики: учебное пособие. – под ред. И.А. Колесниковой. – М: Издательский центр «Академия». – 2003