• My Mentor

Ментор говорит! Алексей Деденкулов



На наши вопросы о наставничестве, его роли в современном обществе и жизни конкретного человека, 2-й секретарь Третьего Европейского департамента МИД России Алексей Деденкулов ответил подробно и образно, поделившись личным опытом и воспоминаниями.

Менти Алексея: Евгений Харитонов, студент 4-го курса факультета Международных отношений, МГИМО.

- Какие основные навыки формируются у человека в студенческие годы? Какие из них оказываются наиболее полезными в дальнейшей жизни?

- Оглядываясь назад и вспоминая свои студенческие годы, понимаю, что тогда особо не задумывался на эту тему. Я был настолько увлечен учебой и новыми знакомствами, что времени на анализ получаемых знаний и навыков уже не оставалось. Тогда я был просто счастлив, что сумел осуществить свою мечту, и получил возможность учиться на старейшем факультете (Международные отношения, 2003 г.) одного из лучших университетов страны у блестящих преподавателей и в компании очень талантливых и интересных людей. Тем не менее, считаю, каждому студенту не помешало бы периодически ставить перед собой заданный Вами вопрос для большей осознанности своих действий при выборе конкретных курсов, учебных программ, факультативов (благо, уже в мои годы наш университет предоставлял студенту довольно широкий выбор в этом плане, а сегодня, насколько я знаю, ситуация обстоит еще лучше). Уже на старших курсах и после окончания университета я потратил немало времени, пытаясь найти ответ на Ваш вопрос. Теперь, имея восьмилетний стаж работы, могу сказать, что основные выработанные в студенческие годы умения, которые пригодились именно мне в карьере, можно разделить на две категории: работа с информацией и работа с людьми. И конечно, как квинтэссенция этих двух умений, – универсальная обучаемость, гибкость ума, готовность 24 часа в сутки «впитывать как губка» новые впечатления, информацию, опыт. На мой взгляд, это ключевые навыки, которыми должен владеть дипломат. Все остальное — приложение к этим «трем китам», на которых стоит наша профессия. И это относится к любому роду деятельности, в основе которого лежит интеллектуальная составляющая.

Если детализировать эти категории, то среди важнейших практических навыков, которые может выработать у себя студент за время учебы в университете, можно выделить умение проявлять лидерские качества, способность к командному решению задач и грамотной расстановке приоритетов. Невозможно успеть всё. Многим молодым ребятам, склонным к максимализму и перфекционизму, сложно с этим смириться, но жизнь – как слалом: если лыжник не коснулся какого-то флажка, то он не возвращается к нему, а продолжает путь и стремится как можно быстрее преодолеть дистанцию. Развивая эту аллегорию, важно научиться достойно принимать свои промахи, делать из них выводы и идти дальше. Ведь, пожалуй, с первыми серьезными трудностями в нашей жизни, мы сталкиваемся как раз в студенческие годы. Именно они закаляют, формируют характер человека на всю оставшуюся жизнь. В конечном счете залог успеха в профессии заключается, как бы банально не звучало, в умении просто качественно делать свою работу «при любой погоде».

- Кто для Вас сыграл роль наставника в начале карьерного пути?

- На учителей, преподавателей, тренеров, наставников мне всегда везло. В этом плане работа по профессии не стала исключением. К числу своих наставников я отношу всех людей, кто повстречался мне на непродолжительном пока еще профессиональном пути, у которых я имел возможность учиться, даже просто наблюдая за их работой со стороны, подмечать, анализировать. В этом смысле сейчас в данную категорию с искренней благодарностью отношу свое непосредственное руководство в департаменте в полном составе (Третий Европейский департамент МИД России). Первым же руководителем, который помогал осваивать азы нашей профессии, был Александр Александрович Толкач, на время пребывания которого в должности Посла России в Венгрии пришлась моя первая длительная загранкомандировка (2009-2015 гг.). Для меня он явил собой пример начальника, который, несмотря на высокий пост, вникал во все тонкости не только текущей работы, но и общественной жизни посольства, а также проявлял искреннее человеческое участие и интерес к молодым сотрудниками. Мог, например, не оглядываясь на возраст и должность подчиненного напрямую позвонить и вызвать к себе для обсуждения какого-либо рабочего вопроса, если считал, что человек достаточно подкован и компетентен в данной теме. Конечно, это очень подкупало и добавляло энтузиазма, который очень важен на начальном этапе в любой профессии. Как сказал один заслуженный уже дипломат, наставляя юных коллег, главное в нашем деле на первых порах не разочароваться.

Несколько раз мне выпадала счастливая возможность поработать на мероприятиях с участием Сергея Викторовича Лаврова. Могу сказать, каждое такое событие для дипломата, особенного молодого, сродни ответственному старту, чемпионату мира или Олимпийским играм, для спортсмена: это не только проверка на профпригодность и стрессоустойчивость, но и уникальный шанс серьезно повысить уровень профподготовки, приобрести новый, бесценный опыт, вживую, практически из кабины пилота, если позволите такую образность, понаблюдать за фигурами высшего пилотажа в мировой дипломатии на сегодняшний день.

Вообще, убежден, для молодого профессионала в любом роде деятельности примерно до 30-35 лет нет ничего важнее, чем возможность учиться, получать самый разносторонний опыт (пусть и набивая при этом шишки), непосредственно наблюдать за работой лучших из лучших «товарищей по цеху». Здесь мы уже непосредственно переходим к важности института наставничества.

- Один из ключевых вопросов – почему Вы сами решили стать наставником? Как присоединились к проекту My Mentor?

- Может показаться, что это произошло случайно, но я уверен – все случайности закономерны. Возможности появляются только в тот момент, когда ты внутренне готов их разглядеть.

Я узнал о проекте довольно буднично: мой коллега Игорь Алексеев, с которым мы вместе играем в «Что?Где?Когда?», мимоходом рассказал о предстоящей встрече участников проекта My Mentor и предложил сходить туда с ним, что называется, за компанию. На вечер уже имелись какие-то планы, а мероприятие должно было состояться после работы, и о нем толком ничего не было известно. Однако полагаясь на интуицию, я поехал на встречу. И не пожалел. Мы познакомились с инициативной группой, очень интересно пообщались. Организаторы произвели хорошее впечатление грамотной речью, своим взрослым и ответственным подходом к делу.

- Расскажите о своём опыте работы с наставляемым.

- В последнее время заметил, что вопрос наставничества начал постепенно возникать во многих сферах моих интересов. Например, в МГИМО, где готовлюсь к защите кандидатской диссертации, предлагают попробовать себя в преподавании. На тренировках по бразильскому джиу-джитсу, которым я увлекся во время командировки в Венгрию и продолжаю заниматься уже здесь в Москве, все чаще помогаю советами менее опытным ребятам. На работе тоже уже складывались такие ситуации, в которых я помогал практикантам.

С моим наставляемым в My Mentor мы изначально договорились о том, что наше сотрудничество не будет ограничиваться временными рамками проекта. Мы обозначили несколько конкретных целей в ключевых для него областях как основные на разных временных промежутках. На данный момент я бы назвал это взаимодействие успешным. И главный признак этого для меня заключается в том, что нам обоим хочется продолжать.

- Что, на Ваш взгляд, является главным для наставника в процессе взаимодействия с менти?

- Думаю, это основной вопрос, на который мне предстоит ответить самого себе как начинающему ментору. Полагаю, базовый навык – это умение понимать и чувствовать человека. Это то, чему я сейчас учусь на совершенно новом уровне. Для ментора важно желание работать с людьми и делиться своим опытом. Нужно услышать и понять наставляемого, а затем постараться помочь ему найти ответы на интересующие его вопросы и самореализоваться – именно так, а не реализовывать какие-то собственные амбиции, которые не нашли воплощения.

Образно говоря, вижу свою скромную задачу не в том, чтобы построить для подопечного высокоскоростную автомагистраль в десять полос с идеально ровным покрытием и без скоростных ограничений, по которой он мог бы стремительно и без проблем пронестись в точку назначения, а в том, чтобы поделиться с ним своими навыками ориентирования по звездам, чтобы он смог сам быстрее найти искомый путь к успеху в любой ситуации.

Не исключаю при этом, что сам наставляемый, имеющий свой уникальный жизненный опыт, поможет и мне посмотреть на какие-то вещи под другим углом. Излишне говорить, что менторство – дорога с двусторонним движением. Наставник получает не меньше жизненного опыта, чем его подопечный. Я благодарен проекту My Mentor за эту уникальную возможность и оказанное доверие. С удовольствием бы поучаствовал в проекте не только как ментор, но и как наставляемый.

- А что по поводу вклада в эффективное взаимодействие со стороны наставляемого?

- В широком смысле – способность к взаимодействию с другим человеком в интересах достижения общей цели. Ведь действительно большие цели невозможно достичь в одиночку. Это всегда командная работа. Поэтому на самом деле способности нужны в целом те же, что и ментору: умение слушать и формулировать свои мысли. Причём первое, как правило, даётся сложнее. А важно и то, и другое. Как и ментор, подопечный должен иметь чёткую цель. Правильно поставленная и сформулированная задача – половина дела. Важная часть пути к успеху заключается в том, что надо понять, чего ты хочешь. Невозможно преуспеть во всём, и если ты ставишь слишком широкую цель (не амбициозную, а именно широкую), то рискуешь не достичь ничего. Именно с формулирования целей мы и начали общение с наставляемым.

- К каким выводам Вам помогло прийти наставничество?

- Прежде всего, пришло понимание того, что мои знания и умения кому-то нужны и интересны. Общаясь с менти, начинаешь ценить тот опыт, который тебе удалось накопить. Ты смотришь на себя со стороны и осознаешь, что те вещи, которые кажутся очевидными, требуют разъяснения. Это даёт возможность «провести инвентаризацию» своего жизненного «багажа» и посмотреть на вещи свежим взглядом.

Как бы идеалистически это не прозвучало, приходит понимание, что, помогая другому человеку, вспахивая свою маленькую полянку и ежедневно «очищая почву от семян баобабов», ты делаешь лучше целый сад. Заботишься не только о том, чтобы росло твое собственное дерево, но и улучшаешь среду вокруг себя. Это выход за пределы своего Я, возможность поработать не только на себя, но и на улучшение среды, которая в стратегической перспективе в свою очередь создает более благоприятные условия для личного роста. Никакого альтруизма – чистый эгоизм (смеется). Если институт наставничества получит развитие в России – чувствую, что это обязательно произойдёт – он поможет улучшить положение дел в стране, сделать людей более успешными и счастливыми. Убежден, сила мечты одного человека безгранична, а будучи помноженной на поддержку и помощь окружающих, она и вовсе может творить чудеса.

- Немного о том, что Вы назвали средой – хочу поговорить о «среде» молодых дипломатов. Какова их особая роль в современном мире? Думаю, само существование таких организаций, как Совет молодых дипломатов МИД России, а также проведение мероприятий, подобных Глобальному Форуму молодых дипломатов, показывают, что такая особая роль существует.

- Вы правы. Хочется отметить, что то, что делает Совет - уникальный сплав традиционных профессиональных навыков и современных интеллектуальных и цифровых технологий с элементами тренировки и повышения квалификации. Организация возникла 17 лет назад как инициатива «снизу» самих молодых дипломатов. Она позволяет не только установить и укрепить неформальные «горизонтальные» связи между молодыми сотрудниками различных департаментов Министерства, но и предоставляет ребятам своего рода маленький «испытательный полигон» для пробы сил в тех сферах многогранной дипломатической работы, с которыми они не соприкасаются в своей непосредственной служебной деятельности. Что касается международного аспекта деятельности СМД МИД России, то, как Вы упомянули, во время XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи в октябре 2017 г. мы провели 1-й Глобальный форум молодых дипломатов, в котором приняли участие свыше 100 сотрудников внешнеполитических ведомств из более 60 стран. Проведению такой масштабной встречи предшествовало несколько лет подготовки, за которые мы накопили весьма солидный опыт организации региональных форумов молодых дипломатов. Мероприятие в Сочи показало, что дипломатия, осуществляемая молодыми специалистами в неформальной среде, является эффективным инструментом по налаживанию личных контактов с нашими коллегами из других стран, представляет собой дополнительный канал дипломатии, значение которой в современных условиях возрастает.

Софья Шашлова

#мид #менторговорит #студентыМГИМО #карьера

Просмотров: 0
My Mentor Мой Ментор

Часто задаваемые вопросы

© 2019 by MY MENTOR

Обратная связь: info@my-mentor.ru

Политика конфиденциальности

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon